Версия для слабовидящих

Кирова ул, дом 44, Оренбург, 460000

Контакты

Основы религиозных культур и светской этики

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей (основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики).
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.
Учебный курс ОРКСЭ - культурологический и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном пространстве

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс сообща. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия.
Второй и третий разделы тематически представлены в зависимости от выбранного модуля (см. примерную программу комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)).
При изучении 4 раздела происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс может выходить за рамки уроков и завершиться большим школьно-семейным праздником.

Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Учебные пособия разработаны по каждому модулю для 4-5 классов. Каждый ученик получит одно из шести учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия подростков.


п/п Наименование школы Кол-во классов Кол-во учащихся Программа спецкурса ФИО учителя Куратор от епархии 1 МОУ «СОШ №14» 2 30 Шестун Е.В. и др. Махалова Надежда Михайловна Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61 2 МОУ «СОШ №32» 8 212 Шестун Е.В. и др. Иващенко А.В. Кудрявцева Л.В. Нехорошева Л.П. Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61 3 МОУ «СОШ №73» 6 149 Шестун Е.В. и др. Скорняков В.В., Медведкина Т.М Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61 4 МОУ «Гимназия №5» 6 106 Шестун Е.В. и др. Орда Владислава Анатольевна, Гаак Татьяна Петровна Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61 5 МОУ «СОШ №65» 6 141 Шевченко Л.Л. Иванова Татьяна Валерьевна Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61 6 МОУ «СОШ №6» 10 155 Шевченко Л.Л. Крыкина Инна Владимировна Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61 7 МОУ «СОШ №83» 2 40 Шевченко Л.Л. Шеина Наталья Владимировна, Гоношилина С.Л. Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61 8 МОУ «СОШ №76» 1 30 Погорелов С.Т. и др. Боярова Татьяна Витальевна Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61 9 МОУ «СОШ №48» 4 100 Шевченко Л.Л. Иванова Ольга Николаевна, Бобкова Н.Н. Хохлова Т.П., Лутовина О.А. Воронова Анастасия Анатольевна
8-908-320-16-61